Вселенская академия
Владимир ОБУХОВ
Академиков ныне много. Даже, пожалуй, слишком много. Да оно и понятно: создать академию может любой гражданин РФ — было бы желание! А потому и академии взрастают прямо как на дрожжах. Причем порой прямо-таки удивительные: инженерные, казачьи, уфологические… И все-таки самая необычная академия возникла в начале 1990-х годов в Калуге. Это Академия аналитического искусства (АКАНИС). Она с самого начала была задумана как «всепланетная», «вселенская». В соответствии с декларацией АКАНИС в нее имели право вступать не только россияне, не только земляне, но и инопланетяне. Правда, насколько мне известно, ни один инопланетянин так и не вступил в ее состав. Членами-корреспондентами и действительными членами АКАНИС стали калужане — местные художники-контравангардисты, объединявшиеся до того в товарищество «М-19».Вроде бы баловство, игра. Тем не менее АКАНИС успела много всего дельного понаделать. Выставки устраивались интересные, высококачественной художественной продукции было произведено немало, теоретические исследования велись постоянно… И вся эта работа проводилась вплоть до начала нового тысячелетия. К тому времени скончался бессменный президент академии — замечательный русский художник Петр Петрович Козьмин. Да и взаимоотношения между академиками несколько разладились. И АКАНИС не стало. Еще недавно казалось, что это на¬всегда, что причудливая, веселая жизнь академии осталась в прошлом. В одном из солидных музейных изданий даже появилась итоговая статья о ее деятельности: «Практическое искусствознание» и «практическая философия»: экспериментально-игровая деятельность объединений М-19 и АКАНИС (1982 — 2002)». Но, кажется, итоги подведены рановато. 13 января, в самый канун старого Нового года, в арт-студии Михаила Мантулина собрались ветераны калужского контравангарда — Владимир Арепьев, Григорий Табаков, Юрий Инюшкин, Виктор Алексеев, Владимир Гальс, Анна Сенатова, Сергей Морозов, Людмила Зайчикова и, конечно же, хозяин мастерской. И порешили: АКАНИС должна быть возрождена. Новым пожизненным президентом академик единогласно избран Михаил Мантулин. Нового же вице-президента АКАНИС назначать не пришлось. Эту должность, опять-таки пожизненную, после недолго¬го перерыва продолжает исполнять Владимир Гальс. Естественно, сохранили свой прежний статус и все контравангардисты, ставшие неког¬да членами-корреспондентами и действительными членами АКАНИС. Но собрание обсуждало не только организационные проблемы. Было решено, к примеру, восстановить мирные отношения между Калугой и Турцией (как известно, Калужская советская федеративная республика в 1918 году объявила войну туркам, а замириться с ними не успела). Собрание признало также неправомерным — юридически ничтожным закон гравитации: ведь он противоречит принципу свободы передвижения, закрепленному в Конституции РФ. Кроме того, было решено считать Калугу столицей Солнечной системы. А академику Морозову было поручено осуществлять творческие связи с инопланетянами. Академики шутят? Разумеется. Как и прежде, свинцовая серьезность им как-то не к лицу. Другое дело, что за веселыми разговорами не было забыто самое главное — стратегические цели и принципы работы возрожденной АКАНИС. «Новый концептуализм» — так отныне определяется самая суть деятельности этой вселенской академии. Новизна же калужского концептуализма в том, что он ориентирован не на проблемы художественного языка, а на художественное осмысление самых основ бытия. Понятно, что создавать такого рода искусство, метафизическое, многомудрое, очень даже непросто. Но это отнюдь не значит, что академики намерены с головой погрузиться в лабораторные опыты, закроются в своих мастерских. Нет, уже теперь начинается подготовка больших и малых художественных акций. . Предполагается, что такого рода собрания, в которых смогут принять участие все желающие, будут организовываться регулярно. Одновременно с этим разрабатывается дизайн-проект программной выставки. Смысл грядущего художественного действа выражен в краткой формуле, позаимствованной у Андрея Белого: аd realiore (к реальнейшему).Итак, Академия аналитического искусства возродилась, ожила. И, верится, надолго. Она очень нужна многим из нас — это теперь, после недолгого перерыва в ее деятельности, и доказывать не надо: уж очень ощутимым было ее временное отсутствие. Все-таки это очень хорошо, когда искусство не боится быть умным и веселым.